13 апреля 2012 г.

О безопасности транспорта

При перемещении в любом виде транспорта в качестве пассажира я регулярно задаю себе следующий вопрос. Почему люди столь самоотверженно отдают себя на милость водителя? И почему водители, а вместе с тем и разработчики средств транспорта, позволяют пассажирам в равной мере разделять ответственность за поездку, а в некоторых случаях отвечать в гораздо большей степени. Своим здоровьем и жизнью. По умолчанию должно быть так, что пассажиры находятся в большей безопасности, нежели водитель или пилот.

Из пассивных систем безопасности на транспорте специалисты перечисляют в основном самые популярные: подушки и ремни безопасности, различные конструкционные изменения самого транспорта для предотвращения травм людей, изменение материалов таких конструкций с той же целью. Но все эти мероприятия кажутся направленными по линии наибольшего сопротивления. Почему так кажется?

Начну с противоположного примера. Что делается для безопасности на некоторых аттракционах? Людей размещают таким образом, чтобы наиболее опасные вероятные линии направления движения человека вдавливали его в сидение. Такое направление получается самым безопасным. В нашем (земном) транспорте (автомобильном, железнодорожном, воздушном) большинство пассажирских мест расположены так, что при опасном торможении люди выплескивались из своих мест. И большинство пассивных средств безопасности направлено на то, чтобы предотвратить это естественное движение человеческого тела. Но достаточно разворота кресла пассажира, чтобы естественное движение спасло жизнь этому пассажиру в экстремальной ситуации. Оптимальным было бы расположение людей спиной к направлению движения транспорта.

Такое безопасное положение возможно для водителя только в случае появления обзорных экранов, которые будут показывать водителю все, что находится снаружи. В таком случае и стекла не нужны. Или очки, которые показывают панораму вокруг транспортного средства. Но для легкового автомобиля такой вариант нужно разрабатывать специально, поскольку кресла задом наперед ломают существующую компоновку стандартных автомобилей. Быстрее такой переворот можно сделать в автобусах, трамваях, троллейбусах, электропоездах, самолетах. То есть там, где есть большое количество пассажирских мест.

Большинство из способов ускорения пассажирских средств передвижения менее травмоопасно, по сравнению с экстренной остановкой тех же видов транспорта.

Полагаю, будет много возражений по поводу психологического аспекта, когда пассажир желает смотреть в сторону движения. Но меня вполне устраивает вид убегающей вдаль дороги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий